СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПАРАДИГМЕ  МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

СМОЛОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии и Социальной Работы, lidia_smolova@mail.ru

 

 

Download
stat-1.pdf
Adobe Acrobat Document 572.1 KB

 

Аннотация

В статье высказывается идея о необходимости уточнения устоявшегося в психологии взгляда на феномен Человека и переведение его на более масштабный, соответствующий современным условиям, уровень. Описываются общепризнанные формы бытия Человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность; также раскрываются новые, пока не описанные, но существующие реальности – человек планеты и человек метагалактики. Проводится анализ форм бытия; раскрываются принципы эволюционности, потенциала, изменчивости, деятельности.

Abstract. The article expresses the need to refine the well-established psychology of the phenomenon of Man and transfer it to a larger scale, corresponding to modern conditions. The accepted forms of Human existence: individual, subject, personality and individuality are described; and also reveal a new, not yet defined existing reality “the Planet Man” and “the Metagalaxy Man”. The forms of life of the person are analyzed through the principles of evolutionary character, potential, variability and activity.

Ключевые слова: феномен человека, формы бытия человека, индивид, субъект, личность, индивидуальность, человек планеты, человек метагалактики.

Keywords: the phenomenon of the Man, forms of Human existence, individual, subject, personality, individuality, the Planet Man, the Metagalaxy Man.

Вся история человечества – попытка ответить на вопрос: что такое Человек? Эта тема на протяжении тысячелетий рассматривается в рамках мировых религий, философии, науки.

Феномен человека – явление столь сложное и многомерное, что он анализируется различными исследователями по-разному. Нередко это похоже на известную притчу о слепцах и слоне, которая выражает известный принцип: «Я вижу только то, что я знаю; или только то, во что я верю», а в поле видимости находится лишь некий феномен, развернутый под определённым ракурсом взгляда. В зависимости от того, какой элемент этой цельной картины находится в фокусе – к таким выводам и результатам приходит исследователь.

Однако для психологии вопрос о человеке является центральным. В основе любых действий психолога лежит разделяемая им теория личности как философско-психологическая парадигма, определяющая взгляд на природу человека. Именно она представляет собой стратегию его работы, так называемую «карту местности»; в ней находятся ответы на базовые философские вопросы: что такое человек? Что такое развитие? Что такое норма и патология? Каковы должны быть действия психолога, чтобы его помощь клиенту была наиболее успешной?

ХХ век стал знаковым в обращении к теме человека в психологии: в отечественной и зарубежной литературе она звучит с особой силой и актуальностью. Так, противоречия человека современного типа раскрываются в концепции Э. Фромма [15], в частности, при описании двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. С точки зрения В. Франкла [14] человек представляет собой единое целое с тремя аспектами или измерениями: соматическим (или физическим), психическим (или психологическим) и духовным (не обязательно подразумевающим религиозность). Р. Мэй [11] указывает, что свобода человека заключается в его способности самостоятельно и осознано принимать решение (осуществлять свободу выбора); впрочем, осознанный выбор ведет к необходимости принятия ответственность за него. В отечественной традиции утвердилось разведение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», ставших широко известными и общепризнанными. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б. Г. Ананьева [2] и А. Н. Леонтьева [10]. Ни в коем случае не оспаривая труды глубокоуважаемых авторов, с нашей точки зрения, необходимо внести некоторые уточнения.

Конец ХХ – начало XXI века охарактеризовались большим количеством перемен глобального масштаба: ускоренным развитием науки, небывалым ростом технологий, активным освоением космоса, процессами глобализации; политическими, экологическими, экономическими, социальными и иными кризисами, происходящими по всей планете и

попытками их решить. В центре внимания естественных и точных наук все более находятся системные процессы; развивается синергетика – наука о самоорганизующихся системах.

Высказанные В. И. Вернадским [4] еще в начале 30-х годов идеи о ноосфере обрели свое логическое продолжение в обозначении новой геологической эпохи – эпохи антропоцена и добавлении ее в геохронологическую шкалу1. Человечество, таким образом, признается наукой реальной геологической силой, способной влиять на Планету и существенно ее изменять. Человек меняет среду обитания, изменяя себя самого; подвергаются трансформации и задачи, стоящие перед ним.

На современном этапе прослеживается взаимопроникновение, сближение наук, религии, философии, духовных философских течений. Многие философы (Х. Плеснер, В. П. Казначеев, Е. А. Спирин, Л. В. Шапошникова и др.), физики (Г. Хакен, М. Талбот и др.), психологи (С. Гроф, В. А. Ганзен, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и др.) рассматривают человека как биоэнергетическую открытую систему, находящуюся в постоянном энергоинформационном взаимодействии с окружающим миром, и представляющую собой космопланетарный феномен, космическую единицу, которая является носителем вселенских знаний, сохраняющихся в ее духовной памяти.

Являясь междисциплинарной наукой, психология также претерпевает значительные изменения. А это значит, что требует прояснения привычный взгляд на Человека, образ и качество жизни которого очень изменились по сравнению с ХХ веком, и скоростно продолжают меняться и в настоящее время.

В настоящей статье мы продолжим рассмотрение представления о человеке в лучших традициях советской психологии и психологической антропологии [13], которая высказывает мысль о том, что целостное описание человека, возможно осуществить посредством основных представлений о «человеческой субъективности» или «модусах бытия», дополнив классический взгляд и рассматривая человека как: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум.

К сожалению, авторы не дают определение, что есть «человеческая субъективность» или «модус бытия». Однако, как мы понимаем, данными терминами они устремляются отразить весь спектр процессов, известных современной науке о человеке. Поскольку эти идеи представляются нам исключительно ценными, рассмотрим их более подробно, раскрывая при этом авторский взгляд на явление феномена человека.