МЕТАГАЛАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Философия


Проблема ноосферы. Вернадский В.И.

НООСФЕРА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА: ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ

В книге "Научная мысль как планетное явление" В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Р.К.Баландин пишет: "Надо заметить, что когда в качестве минералога Владимир Иванович писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий "ноосфера" и даже "биосфера". О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки."

 

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды В.И.Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги "Научная мысль как планетное явление" и отчасти в других публикациях В.И.Вернадского:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

 10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

 12. Исключение войн из жизни общества.

УСЛОВИЯ ВЫЖИВАНИЯ

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

 

Заселение человеком всей планеты.

Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать. И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Вернадского: "Этот процесс -  полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете."

До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации.

В 1968 году Министерство Обороны США озаботилось связью множества своих компьютеров в специальную сеть, которая должна была способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере. Изначально к этой сети было предъявлено требование устойчивости к частичным повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент. И в этих условиях всегда должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приёмником информации (станцией назначения).

Разработка проекта такой сети и его осуществление было поручено ARРA - Advanced ResearcН Рrojects Agency - Управлению передовых исследований Министерства Обороны. Через пять лет напряжённой работы такая сеть была создана и получила название ARРAnet.

В течение первых десяти лет развитие компьютерных сетей шло незаметно - их услугами пользовались только специалисты по вычислительной и военной технике. Но с развитием локальных сетей, объединяющих компьютеры в пределах одной какой-либо организации, появилась потребность связать воедино локальные сети различных организаций. Время от времени предпринимались попытки использовать для этого уже готовую сеть ARРAnet, но бюрократы Министерства Обороны были против. Жизнь требовала быстрых решений, поэтому за основу будущей сети сетей Internet была взята структура уже существующей сети ARРAnet. В 1973 году было организовано первое международное подключение - к сети подключились Англия и Норвегия. Однако причиной начала взрывного роста сети Internet в конце 80-х годов стали усилия NSF (National Science Foundation - Национальный научный фонд США) и других академических организаций и научных фондов всего мира по подключению научных учреждений к сети.

Рост и развитие сети Internet, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идёт сейчас подобно тому, как идёт размножение и эволюция живых организмов. На это в своё время обратил внимание В.И.Вернадский: "Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путём в биосфере всё растущее множество новых для неё косных природных тел и новых больших природных явлений.... Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов."

Если раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, то теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. И здесь мы видим воплощение мечты В.И.Вернадского о благоприятной среде для развития научной работы, популяризации научного знания, об интернациональности науки. Действительно, если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. "Всякий научный факт, всякое научное наблюдение, - писал Вернадский, - где бы и кем бы они ни были сделаны, поступают в единый научный аппарат, в нём классифицируются и приводятся к единой форме, сразу становятся общим достоянием для критики, размышлений и научной работы". Но если раньше для того, чтобы вышла в свет научная работа, чтобы научная мысль стала известной миру, требовались годы, то сейчас любой учёный, имеющий доступ к сети Internet, может представить свой труд, например, в виде так называемой WWW странички (WorldWide Web - "Всемирная паутина") на обозрение всем пользователям сети, причём не только текст статьи и рисунки (как на бумаге), но и подвижные иллюстрации, а иногда и звуковое сопровождение.

Сейчас сеть Internet - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население Internet уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. В.И.Вернадский писал: "Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров". Можно считать, что и это предсказание Вернадского сбылось.

Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединённых наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжёлым экологическим последствиям. Объём горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объём лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

Расширение границ биосферы и выход в космос.

В работах последнего десятилетия В.И.Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

Открытие новых источников энергии.

Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того - атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского ещё более полувека назад. В предисловии к книге "Очерки и речи" он пророчески писал: "Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. ... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?". Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришёлся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 году 111 государств.

Равенство людей всех рас и религий.

Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжёлого экономического положения в российской науке многие учёные вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако В.И.Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зелёного движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зелёных. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.

В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

Исключение войн из жизни общества.

Это условие В.И.Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. Ф.Т.Яншина пишет: "Учение академика В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу является не утопией, а действительной стратегией выживания и достижения разумного будущего для всего человечества". Мнение Р.К.Баландина несколько иное: "Биосфера не переходит на более высокий уровень сложности, совершенства, а упрощается, загрязняется, деградирует (небывалая скорость вымирания видов, разрушение лесных зон, страшная эрозия земель...). Она переходит на более низкий уровень, т.е. в ней наиболее активной преобразующей и регулирующей силой становится техновещество, совокупность технических систем, посредством которых человек - преимущественно невольно - переиначивает всю область жизни". Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.


РУССКИЙ КОСМИЗМ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв.

Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на такое  видение реальности, где человек - это органичная часть космического единства. Человек способен реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В русском космизме выделяют  несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. 

Основатели религиозно-философского направления в русском космизме: Н. Федоров, В. Соловьев, Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.

Методологическо-философского: Вернадский, Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский и др.

Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания. Идеи, характеризующие как религиозно-философскую, так и методологическо-философскую традиции русского космизма, во многом схожи.

Выделим основные:

1) Идея Всеединства (наиболее развитая в учении В. Соловьева, а также в концепции Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества);

2) Идея незавершенности развития мира и человека, что объясняется как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совершенствования;

3) Человечество как органичная часть космоса:  идея единства микро- и макрокосма:

4) Восприятие человека в качестве космо-урга, художника мира, творца, человека творящего, исследующего. Активность как необходимый атрибута человеческой природы.

5) Идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы - В. Соловьев; обожение материи - Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством человеческой деятельности - Булгаков );

6) Идея достижения духовного самосознания; вечность жизни (существование богочеловества); переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего. Переосмысление в русском космизме идеи Апокалипсиса (завершение эволюции природы как достижение последней совершенства, «обожение» ее) ставит перед человеком задачу «очеловечивания, оживления и одухотворения» природы (Бердяев), это предполагает, прежде всего, достижение человеком совершенства своей собственной природы (идеал «богочеловечества» у В. Соловьева). Человек в наделяется особым статусом, приобретает особые полномочия, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным.

Н.Умов предлагает термин homo sapiens explorans - человек разумный исследующий, В. Муравьев - homo creator человек творящий. Вернадский - homo faber - человек умелый. Человек как «устроитель и организатор Вселенной» (В. Соловьев). Перед ним, по словам Вернадского, ставится «вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».


Философия «общего дела». Н.Ф. Фёдоров (1829—1903)

Н. Ф. Фёдоров – основатель данного направления философии, разработал проект регуляции природы как общее дело человечества. Все, что мы видим вокруг, включено в единый природный ряд, рождённый и подчиняющийся закону смерти, т.е. началу и неизбежному падению, концу. Природа – гигантское целое, которое существует благодаря возобновлению бесчисленных своих частей. Природа рассматривается и как нравственный организм, пока ее части участвуют в коловращении природы бессознательно, инстинктивно. Но с появлением человека появляется сознание, острое ощущение неповторимости личности, страдание от утрат. С появлением человеческого сознания, через человека сама природа приходит к сознанию, совершенству, к такому состоянию, когда она не будет разрушать, а будет воссоздавать разрушенное и воскрешать. И задача сынов человеческих  не одно устранение смерти, а восстановление жизни. Мир, где все определяется физической необходимостью, причинностью – несвободен, ограничен смертью. Важно превращение бессознательного способа бытия в сознательный.
Мир сознательный – свободный и лишён смерти. Свобода – это действие. Свободными не рождаются, а делаются. Свободы надо искать «в общей деятельности».
Проект регуляции природы предполагал и овладение природой в противоположность эксплуатации и утилизации, ведущей к её разрушению, и переустройство самого организма человека, и выход в космос, управление космическими процессами и  воскрешение предков. Регуляция природы не под силу отдельным лицам, она должна расшириться и соорганизоваться в дело всенародное. Именно в этом заключается возможность сыновнего единения, «победа жизни над смертью во всеобщем воскрешении и воскресении». Только преодолев раздвоение между личной и общей жизнью, когда люди смотрят на себя как на отдельные обособленные существа, признав, что каждый из нас есть звено в целом роде человеческом, каждый не просто человек, а сын человеческий, возможно воздействие на общую причину – смерть. «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех».
Проект регуляции связан с выходом человечества в космос: Фёдоров подчёркивал неотделимость земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во вселенной. «Труд человеческий не должен ограничиваться пределами земли, тем более, что таких пределов не существует; земля открыта со всех сторон, средства перемещения и способы жизни должны и могут изменяться». Только такая безбрежная область деятельности как овладение космосом, «этот великий подвиг» привлечет к себе и всю энергию духа, все силы человечества, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.

Основную надежду в деле регуляции природы Фёдоров возлагал на науку и призывал к объединению всех наук вокруг астрономии – космизация науки.
Учение Фёдорова базируется на предпосылке исключительного значения земли и человека. У Фёдорова христианская геоцентрическая концепция получает антропоцентрический поворот (в христианстве земля есть центр вселенной, а человек – центр всего земного). Все небесные тела есть многочисленные земли, тогда земля не занимает единственно центральное положение, но так как на земле возникла жизнь и сознание, возник человек, земля – маленькая точка вселенной становится фокусом этой вселенной.  Воскрешение тогда становится делом необходимым – для заселения  и управления космосом. «Космос нуждается в разуме, чтобы не быть хаосом, а быть космосом. Разумные же существа нуждаются в силе. Космос есть семя без разума, а человек есть разум без силы. Сила станет разумной, если знание и разум станут ею управлять». Для Фёдорова учение «общего дела» дает человеку веру в свои фантастические возможности и вносит высший смысл в жизнь и историю.


П.А. Флоренский (1882—1937)

  П. Флоренский русский религиозный философ, ученый, священник, последователь В. С. Соловьева,  являлся последователем Московской философско-математической школы, которая развивала тему борьбы космических сил и хаоса. Математика способствует космизации – принцип этой школы, математический элемент противостоит хаосу.
Флоренский создал философско-математический синтез, который сочетал в себе аритмологию и монадологию, и призван синтезировать философию и науку. Аритмология  – индивидуализация частей, метод вхождения нового в мир. Монада полагается как космизирующий принцип – единение, целостность, сосредоточие жизненных сил.
В центре процесса космизации стоит человек. «Человек – живой храм, в котором деятельно осуществляются высшие цели  и главнейшие задачи мировой жизни» – Н.В. Бугаев. Однако препятствием на пути космизации Флоренский видел в законе «энтропии – изменение в сторону хаотизации и деградации, закон всеобщего уравнивания». «Миру противостоит закон эктропии» (изменение в сторону упорядоченности, организованности). Хаос противостоит Логосу.
В человеке борются хаотические и космические силы.  Есть мир как макрохаос и макрокосмос. Силы внутри человека можно назвать микрохаосом и микрокосмом. Лишь через преодоление микрохаоса можно преодолеть макрохаос природы и общества. Лишь микрокосмизация способна породить макрокосмизацию. Флоренский отождествлял космическое начало с божественными «Ладом и Строем». Космическое начало противостоит хаосу, лжи, смерти, греху.
В вопросе соотношения Человека и его Среды, человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек – малый мир, микрокосм, Природа – большой мир, макрокосм и наоборот. Человек – макрокосм, Среда – микрокосм. Человек как часть природы может быть равномощен со своим целым. Тоже можно сказать и о Среде. И природа и человек бесконечны, поэтому могут быть равномощны и взаимными частями друг друга. Человек есть сумма Мира, краткий конспект мира. Мир есть проекция человека. Природа есть живое подобие человека.
Свойственная русской философии вообще и ярко проявившаяся в творчестве русских космистов практическая устремлённость  мысли проявлялась у Флоренского  в служении людям в роли священника и в интересе к научным исследованиям, применимым в действительности. А. Ф. Лосев называл Флоренского «философом жизни и практики


Философия Всеединства. В.С Соловьёв (1853— 1900)

В.Соловьев создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.
Центр философии В.С. – синтез религии и науки. Эту мысль Соловьёв выразил как идею всеединства. Всеединство – это единство творца и творения.  «Всё едино в Боге». Бог есть Абсолютно-сущее. Бог –  как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир. Атомы – эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея – деятельностное существо.  Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия. В.Соловьёв выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся. Становящееся бытие нужно абсолютному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разница только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное – идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.
Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестаёт быть полем.  Итог -  вечное несовершенство человека. Человечество –  как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться и способна вместить всё, к чему стремится. Реализация всеединства является задачей человечества.
Целью исторического процесса В.Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.
В.Соловьёв видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог – Иисус Христос  является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Христа божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется. Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле. Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога. По мнению Бердяева Н.А., мысль о Богочеловечестве есть основная идея философии космистов.
В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание В.Соловьев рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем. Вера – есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств,  способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.
В.Соловьёв выделяет в природе человека три рода познания бытия:
чувства – дают знание внешней и видимой действительности,
мышление – даёт знание всеобщих свойств и
деятельностная воля – даёт знание собственно сути предмета.
Вера является завершением процесса познания.
Организацию цельного знания  даёт синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведет к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.
 К целостному существованию человечество может привести русский народ. Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта. В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности – стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.


Итак, общими главными идеями философов русского космизма были:

1. Активная созидательная сознательная деятельность человека в переустройстве мира и через такую деятельность достижение свободы
2. Сопричастность человека Богу, Абсолюту, Отцу, т.е. идея Богочеловека.
3. Идея соборности, софийности, Всеединства в отличие от авторитарности и индивидуализма
4. Цельное знание как синтез наук. Познание целостным Духом.
5. Направленность философии на практическое применение
6. Идея всеединства имеет всеохватность, космическое значение
7. Русский народ как мессианский, ищущий Царства Божьего

 

Материал подготовлен Марией Султановой